Натрий

В школьном курсе химии ученики впервые знакомятся с натрием в 8-м классе при изучении темы «Система химических элементов Д. И. Менделеева. Классификация химических элементов и открытие периодического закона» [1]. Но наиболее полное изучения натрия и его соединений происходит в теме «Металлы» в 9-м классе [2].

Цель изучения: дать общую характеристику натрия как элемента и простого вещества.

Задачи изучения натрия:

  • Сформировать понятия «натрий как химический элемент», «натрий как простое вещество» (познакомить с физическими и химическими свойствами натрия);
  • Познакомить со способами получения и применения натрия;
  • Развитие научного мышления через применение познавательных логических умений (универсальных учебных действий) в ходе наблюдения химических реакций, подведения под понятие, установление причинно-следственных связей, сравнения объектов и явлений, применение ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе для решения межпредметных проблем;
  • Продолжить формирование научного мировоззрения, раскрывая причинно-следственные связи между составом и свойствами, свойствами и применением, свойствами и способом получения натрия;
  • Продолжить формирование интереса и мотивации изучения химии (при раскрытии роли натрия и его соединений в природе и жизни человека, при знакомстве с историей открытия и изучения натрия, биографиями и работами учёных, проведении эксперимента) и обеспечить тем самым формирование личностных действий учащихся (смыслообразование, нравственно-этическое воспитание);
  • Развивать общеучебные познавательные умения по поиску и выделению необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, в том числе с применением знаково-символических действий;
  • Продолжить экологическое и валеологическое просвещение учащихся;
  • Развивать практические умения (обращение с реактивами, посудой и лабораторными принадлежностями);
  • Способствовать формированию коммуникативных действий учащихся.

Согласно требованиям примерной программы [3] должно быть раскрыто следующее содержание:

  • История открытия натрия.
  • Натрий – химический элемент.
  • Физические и химические свойства простого вещества натрия.
  • Соединения натрия (оксид, пероксид, гидрид, гидроксид, соли натрия).

Необходимо провести следующие химические эксперименты:

  • Демонстрации – «Физические свойства натрия», «Взаимодействие натрия с водой», «Взаимодействие натрия с концентрированной соляной кислотой».

Натрий изучается более полно, чем другие щелочные металлы, так как является типичным представителем этого семейства, а также в силу огромного практического значения как самого натрия, так и его соединений. К тому же натрий входит в число восьми самых распространённых в земной коре элементов.

Полученные знания о натрии востребованы при изучении периодического закона и периодической системы химических элементов, а знания о соединениях натрия входят в систему знаний о классах неорганических веществ.

 

Источники

  1. Кузнецова, Н. Е. Химия. 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара, А. Ю. Жегин / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 224 с.
  2. Кузнецова, Н. Е. Химия. 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 288с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8–9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.