Литий

В школьном курсе химии ученики знакомятся с литием в основной школе в рамках разных тем. Например, при изучении темы «Система химических элементов Д. И. Менделеева. Классификация химических элементов и открытие периодического закона» в 8-м классе [1] и теме «Металлы» в 9-м классе [2].

Цель изучения: дать общую характеристику лития как элемента и простого вещества.

Задачи изучения лития:

  • Продолжить формирование понятий «химический элемент», «простое вещество», «вытеснительный ряд металлов», «химическая реакция», «реакция соединения», «реакция замещения»;
  • Сформировать понятия «литий как химический элемент», «литий как простое вещество» (познакомить с физическими свойствами лития и некоторыми химическими свойствами – взаимодействие с водой);
  • Познакомить со способами получения лития;
  • Развитие научного мышления через применение познавательных логических умений (универсальных учебных действий) в ходе наблюдения химических реакций, подведения под понятие, установление причинно-следственных связей, сравнения объектов и явлений, применение ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе для решения межпредметных проблем;
  • Продолжить формирование научного мировоззрения, раскрывая причинно-следственные связи между составом и свойствами, свойствами и применением, свойствами и способом получения лития;
  • Продолжить формирование интереса и мотивации изучения химии (при раскрытии роли лития и его соединений в природе и жизни человека, при знакомстве с историей открытия и изучения лития, биографиями и работами учёных, проведении эксперимента) и обеспечить тем самым формирование личностных действий учащихся (смыслообразование, нравственно-этическое воспитание);
  • Развивать общеучебные познавательные умения по поиску и выделению необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, в том числе с применением знаково-символических действий;
  • Продолжить экологическое и валеологическое просвещение учащихся;
  • Развивать практические умения (обращение с реактивами, посудой и лабораторными принадлежностями);
  • Способствовать формированию коммуникативных действий учащихся.

Согласно требованиям примерной программы [3] должно быть раскрыто следующее содержание:

  • История открытия лития.
  • Литий – химический элемент.
  • Физические и химические свойства простого вещества лития.

Необходимо провести следующие химические эксперименты:

  • Демонстрации – «Физические свойства лития», «Взаимодействие лития с водой».

Полученные знания о литии как представителе семейства щелочных металлов востребованы при изучении периодического закона и периодической системы химических элементов, а знания о соединениях лития входят в систему знаний о классах неорганических веществ.

 

Источники

  1. Кузнецова, Н. Е. Химия. 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара, А. Ю. Жегин / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 224 с.
  2. Кузнецова, Н. Е. Химия. 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 288с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8–9 классы : проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.