Водород
В школьном курсе химии знакомство с водородом начинается в 8-ом классе в рамках разных тем. Например, изучается тема «Водород» [1,2], «Водород. Кислоты. Соли» [3], «Водород. Кислород» [4], «Водород – рождающий воду и энергию» [5].
Цель изучения: дать общую характеристику водорода как элемента и простого вещества.
Задачи изучения темы:
- Продолжить формирование понятий «химический элемент», «простое вещество», «вытеснительный ряд металлов», «химическая реакция», «реакция соединения», «реакция замещения»;
- Сформировать понятия «водород как химический элемент», «водород как простое вещество», «вытеснительный ряд металлов» («ряд активности металлов»);
- Изучить способы получения водорода в лаборатории и промышленности;
- Изучить физические и химические свойства водорода;
- Развитие научного мышления через применение познавательных логических умений (универсальных учебных действий) в ходе наблюдения химических реакций, подведения под понятие, установление причинно-следственных связей, сравнения объектов и явлений, применение ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе для решения межпредметных проблем;
- Продолжить формирование научного мировоззрения, раскрывая причинно-следственные связи между составом и свойствами, свойствами и применением, свойствами и способом получения водорода;
- Продолжить формирование интереса и мотивации изучения химии (при раскрытии роли водорода и его соединений в природе и жизни человека, при знакомстве с историей открытия и изучения водорода, биографиями и работами учёных, проведении эксперимента) и обеспечить тем самым формирование личностных действия учащихся (смыслообразование, нравственно-этическое воспитание);
- Развивать общеучебные познавательные умения по поиску и выделению необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, в том числе с применением знаково-символических действий;
- Продолжить экологическое и валеологическое просвещение учащихся;
- Развивать практические умения (обращение с реактивами, посудой и лабораторными принадлежностями);
- Способствовать формированию коммуникативных действий учащихся.
Согласно требованиям примерной программы [6] должно быть раскрыто следующее содержание:
- История открытия водорода.
- Водород – химический элемент и простое вещество.
- Меры безопасности при работе с водородом.
- Физические и химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидом меди (II).
Необходимо провести следующие химические эксперименты:
- Демонстрации – «Ознакомление с физическими свойствами водорода», «Горение водорода на воздухе и в кислороде», «Взрыв смеси водорода и кислорода», «Взаимодействие водорода с серой и хлором», «Восстановление меди из оксида меди (II)»;
- Лабораторный опыт – «Проверка водорода на чистоту»;
- Практические занятия – «Получение водорода и изучение его свойств».
Полученные знания о водороде будут востребованы при изучении других химических элементов и их соединений, а также при изучении органических соединений в 9-м и 10-м классах.
Источники
- Гузей, Л. С. Химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 288 с.
- Рудзитис, Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
- Химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Ерёмин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин; под ред. Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунина. – М. Дрофа, 2008. – 252 с.
- Минченков, Е. Е. Химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Е. Минченков, А. А. Журин, П. А. Оржековский, Т. В. Смирнова. – М.: Мнемозина, 2010. – 223 с.
- Кузнецова, Н. Е. Химия. 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара, А. Ю. Жегин / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 224 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8–9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.